Рудольфинум. Пражская филармония

Величественное здание Рудольфинума (Rudolfinum), расположенное на берегу Влтавы в самом сердце Праги, было задумано как «Храм Искусств»: концертный зал, художественная галерея и консерватория. Рудольфинум является одним из самых значимых зданий Богемской архитектуры нового Возрождения. Это совместная работа выдающихся чешских архитекторов второй половины 19 столетия – архитектора Йозефа Зитека, построившего Национальный театр, и архитектора Йозефа Шульца, автора здания Национального музея.

Архитектурный проект Рудольфинума

Престижный строительный проект, концепция которого была уникальна для своего времени, финансировался не аристократией, не императором и не представителями католической церкви. Строительство Рудольфинума было инициировано «Česká spořitelna». Основанный в 1825 году, этот сберегательный банк был старейшим финансовым учреждением в Чешском королевстве. Роль меценатов и покровителей взяли на себя бизнесмены и финансовые институты. Никакая другая современная социальная группа не могла позволить себе финансировать строительство такого дорогостоящего и грандиозного здания, каким обещал быть Рудольфинум.

Новое здание должно было располагаться на правом берегу Влтавы, прямо напротив Пражского Града. Ранее на этой территории находился зал для верховой езды, затем тюрьма, потом химическая фабрика и лесопилка, и вот, наконец, было принято решение использовать это место в центре Праги для действительно выдающейся цели.

Архитектурный проект Рудольфинума соответствовал исключительному статусу инвесторов. Йозеф Зитек и Йозеф Шульц спроектировали монументальное здание, объединившее под своими сводами две функциональные части: концертные помещения и галерею. Фасад концертного зала обращен на юг, к современной площади Яна Палаха. Он декорирован ионическими колоннами и увенчан балюстрадой, украшенной вазами и статуями великих композиторов. Вход с западной стороны, обращенный к набережной Влтавы, ведет к впечатляющему Церемониальному залу Рудольфинума, а Центральная парадная лестница – в галерею, полупрозрачные потолки которой обеспечивают правильное освещение коллекций.

«Храм Искусств»

Торжественное открытие Рудольфинума должно было состояться в январе 1885 года, но было перенесено из-за болезни наследного принца Австро-Венгерской империи Рудольфа, в честь которого было названо это величественное здание. Банк «Česká spořitelna» решил провести церемонию открытия 7 февраля 1885 года, даже несмотря на то, что Рудольф так и не смог на ней присутствовать.

Церемония открытия Рудольфинума была крупным событием. В присутствии директора банка, архитекторов и пражских знаменитостей гости осмотрели открывшуюся Картинную галерею старых мастеров и залы Музея промышленных искусств, а кульминацией праздника стал гала-концерт. Первым произведением, сыгранным в Рудольфинуме, стала увертюра Людвига ван Бетховена «Освящение дома».

Рудольфинум стал домом для Картинной галереи, предшественницы Национальной галереи, Консерватории и Музея промышленных искусств, созданной Торгово-промышленной палатой. Банк «Česká spořitelna» подписал контракты со всеми тремя учреждениями на бесплатное пользование зданием до тех пор, пока такое использование будет выполнять свое первоначальное назначение, а именно поддержку искусства. По этой причине Ассоциация изящных искусств каждый год также проводила выставки в здании Рудольфинума.

В субботу, 4 января 1896 года, Рудольфинум стал свидетелем первого концерта Чешской филармонии, который навсегда связал возникновение филармонического оркестра с одним из самых известных чешских композиторов. Антонин Дворжак поднялся на сцену, чтобы исполнить свои собственные произведения. Концертный зал, в котором проходил концерт, теперь носит имя Дворжака и является домашней сценой ведущего оркестра Чешской республики.

Рудольфинум на службе Республики

Известная цитата гласит, что во время войны музы замолкают. Однако в Рудольфинуме музы замолчали после войны, когда в 1918 году вновь созданное Чехословацкое государство стало искать достойное место для своей парламентской палаты. В несколько этапов между 1919 и 1932 годами здание Рудольфинума было перестроено для его нового назначения.

Сцена и пол концертного зала были приведены к одному уровню, удален орган, а лоджии, галереи и комнаты отдыха были переделаны соответственно нуждам парламента. Для создания помещений, которые можно было бы использовать для заседаний парламентских клубов и для новой столовой, были опущены потолки и перегорожены залы в галерейном крыле Рудольфинума, а для облегчения связи между различными парламентскими помещениями был перестроен вестибюль и соединены северная и восточная части здания.

Рудольфинум при Третьем Рейхе

Восстановление Рудольфинума как «Храма Искусств» началось, как это ни парадоксально, во время Второй мировой войны. Протекторат Богемии и Моравии не был автономным политическим образованием, поэтому не было необходимости в размещении высшего законодательного и политического органа страны. Хотя не все первоначальные планы по восстановлению Рудольфинума были реализованы, изменения, сделанные между 1940 и 1942 годами, вернули здание к его первоначальному назначению – до 1945 года под сводами Рудольфинума действовал немецкий филармонический оркестр, который фактически спас концертные части здания.

Архитекторы Богумир Козак и Антонин Энгель, последний ученик Йозефа Зитека, восстановили сцену и зрительный зал, а также усовершенствовали акустику зала, которая критиковалась с самого начала концертной деятельности. Архитекторы внесли важный творческий вклад в восстановление Рудольфинума – на первом этаже появился еще один небольшой концертный зал – современный «Suk Hall», дизайн и оформление которого соответствуют оригинальному дизайну интерьеров Рудольфинума.

Во время нацистской оккупации Концертный зал имени Антонина Дворжака часто использовался для различных официальных мероприятий нацистской Германии, таких как празднования дня рождения Гитлера или Дня Героев.

Концертный зал имени Антонина Дворжака

Существует забавная история, относящаяся к этой странице в истории Рудольфинума. В ней говорится, что рейхспротектор Рейнхард Гейдрих приказал убрать с балюстрады Рудольфинума статую Мендельсона-Бартольди, позорящего святыню немецкого искусства своим неарийским происхождением. Двое чешских рабочих, отправленных на демонтаж «вражеской статуи», по ошибке, введенные в заблуждение выдающимся носом великого композитора, начали снимать статую любимого Гитлером Рихарда Вагнера.  История утверждает, что рабочие вовремя обнаружили свою ошибку и выполнили приказ рейхспротектора – статуя Мендельсона была снята и спрятана, а после окончания войны возвращена на место. В действительности вы напрасно потратите время, если станете искать на крыше Рудольфинума статую Рихарда Вагнера, ее никогда там не было, а вот статуя Мендельсона, конечно, есть.

Великая реконструкция Рудольфинума

В 1946 году в Рудольфинум вернулась Чешская филармония и состоялся первый фестиваль «Пражская весна».

До конца 20 века филармония делила Рудольфинум с Пражской консерваторией и Академией исполнительских искусств. Для того, чтобы помещения Рудольфинума соответствовали требованиям учебной программы консерватории, Церемониальный зал был преобразован в спортивный зал для студентов. Величественное пространство зала оглашалось стуком теннисных мячей и выкрикиваемыми командами преподавателей физкультуры, а не дискуссиями на темы искусства. В конце 1980 годов Церемониальный зал вместе с центральной лестницей едва не попали под снос из-за запланированного строительства еще одного концертного зала. К счастью, планы сорвались, и зал сохранился в своем первоначальном виде.

В 1989 году Рудольфинум был признан национальным памятником культуры и стало совершенно очевидно, что здание нуждается в срочной и масштабной реконструкции. Также требовалось новое техническое оснащение, кондиционирование, системы безопасности, газовая котельная и многое другое. Реконструкция, которая проходила с 1990 по 1992 год, была поручена команде архитекторов во главе с Карелом Прагером. Их главной задачей было провести необходимые работы, максимально сохраняя оригинальный дизайн Йозефа Зитека и Йозефа Шульца.

Открытый после реконструкции в 1992 году Рудольфинум вновь полностью посвящен служению искусству, как и задумывалось с самого начала. Чешский филармонический оркестр в настоящее время является основным резидентом Рудольфинума, а реконструированные выставочные помещения в северной части здания – художественной галереей, и уже много лет Рудольфинум остается центральной площадкой международного музыкального фестиваля «Пражская весна».

Рудольфинум на карте

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Рудольфинум: 50.089943, 14.415522

Photos by flickr.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рейтинг@Mail.ru